19.09.2017
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СТЕПАНОВА


17.09.2017
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В МОЕМ ГОРОДЕ: НА ФОРУМЕ «ГОРОД ОБРАЗОВАНИЯ»


17.09.2017
ОЛИМПИАДА "МУЗЕИ. ПАРКИ. УСАДЬБЫ" - СЕЗОН ОТКРЫТ!


15.09.2017
ДЕНЬ ПЕРВОКЛАССНИКА


14.09.2017
УЧИТЕЛЯ В ЛЕТНЕЙ STEM-ШКОЛЕ


05.09.2017
КУРС «МОЛОДОГО ИНЖЕНЕРА» В МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА


01.09.2017
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ЗНАНИЙ!


01.09.2017
ДЕНЬ ЗНАНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ


28.08.2017
ШКОЛА ЮНОГО ХИРУРГА ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ


22.08.2017
ФЕСТИВАЛЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ MAKER FAIRE MOSCOW


01.07.2017
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ГИМНАЗИИ № 1517 В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕННОГО ИНСТИТУТА ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ОИЯИ)


28.06.2017
НОВЫЙ ФОРМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА


23.06.2017
ВЫПУСКНОЙ БАЛ


19.06.2017
ЛЕТНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ


12.06.2017
95 ЛЕТ ПИОНЕРИИ


ЧЕМ БОЛЬШЕ КОМПЛЕКС, ТЕМ БОЛЬШЕ У НЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

// «Учительская газета Москва», №14 от 2 апреля 2013 года

Гимназия №1517 сегодня стала одним из самых больших образовательных комплексов, а ее директор Анна Вахнеева, пожалуй, образец того, каким должен быть руководитель крупного столичного учебного заведения. О том, как работает комплекс, Анна Алексеевна рассказала коллегам на традиционном заседании директорского клуба при Департаменте образования.

Наш образовательный комплекс находится в Северо-Западном округе, в районе Хорошево-Мневники. Характеристика нашего района интересна с точки зрения того, что на территории почти в 18 квадратных километров проживают 164 с небольшим тысячи человек, из них три тысячи восемьсот детей учатся в образовательном комплексе «Гимназия №1517». Плотность населения в нашем районе 9558 человек на квадратный километр, а площадь жилого фонда составляет 2918 тысяч квадратных метров. Если посмотреть на карту района, то можно увидеть, что наше образовательное учреждение - довольно сложный по своей структуре комплекс, который охватывает почти половину микрорайона.

Миссию нашего образовательного комплекса мы определяем для себя следующим образом: создание такого образовательного пространства, которое максимально отвечает запросам московской семьи на реализацию качественного образования детей, и в то же время такого образовательного пространства, в котором каждый ребенок может найти и реализовать себя. Пространство комплекса, собственно, мало отличается от того образовательного пространства, к которому мы привыкли, это социум, в котором находятся ученики, родители и учителя.

В формате образовательного комплекса мы существуем с сентября 2012 года и хорошо отдаем себе отчет в том, что в некоторых направлениях многих вещей еще не знаем, что-то можем для себя еще открыть, найти, поэтому задаем себе очень много самых разных вопросов, на которые у нас пока нет ответов.

У образовательного комплекса есть нынче колоссальный финансовый ресурс, который позволяет обеспечить практически все, я себя чувствую настолько комфортно, настолько богато, как не чувствовала никогда раньше. Нынче у нас есть и информационно-аналитические ресурсы, и управленческие ресурсы, и колоссальная материально-техническая база, и интеллектуальные, технологические ресурсы. Что важно с точки зрения ресурсов в образовательном комплексе? Большое количество зданий, большое количество управленческого, педагогического и технического персонала. Притом что по отношению к педагогическому персоналу административно-управленческий персонал составляет 5 процентов, тем не менее количество лучших управленческих умов я бы с удовольствием увеличила, однако скажу честно, что пока у меня не получается найти тех, кого я была бы готова пригласить на работу, хотя такая возможность по высокой оплате существует.

Опыт успешной работы в каждом учреждении, которое к нам присоединилось, есть. Нужно понимать, что самостийно до объединения все эти школы были довольно востребованы, так как микрорайон густо населен и в эти школы все равно дети приходили. Для меня это сейчас проблема, которую нужно решить, чтобы комплекс не пробуксовывал, а развивался. В каждом здании (а у нас их теперь пять для школьного отделения и четыре для дошкольного отделения) есть свои изюминки, которые мы в этом году целенаправленно искали, использовали и прикладывали уже в рамках образовательного комплекса. То есть опыт какого-то определенного направления и какой-то деятельности, которые могут быть интересны, которые могут быть применены во всем образовательном комплексе, у нас есть.

Быть директором такого комплекса - это, конечно, большая ответственность. Чего мне больше всего не хватает, так это 24 часов в сутках, так много надо успеть. Содержательно же мне пока не хватает опыта работы в рамках такого большого школьного комплекса. Когда я была заместителем директора, у меня всегда был старший товарищ, который помогал, подсказывал, учил. Мне и сейчас есть кому позвонить, посоветоваться, но во многом приходится принимать решения самой. В Интернете есть все, поэтому я нахожусь постоянно в поисковом режиме. Когда я пошла на курсы директоров, то думала: а чему нас нужно учить? Есть описанный опыт управления, например, заводом, холдингом, об этих управленческих вещах интересно послушать, но нашего директорского опыта, опыта управления образовательными комплексами пока нет. Но когда ты понимаешь, что этого нет, то принимаешь это, собираешь вокруг себя людей и работаешь.

На одном из заседаний директорского клуба я сказала, что могу сегодня перекупать хороших учителей, предлагая им большую зарплату, чем они имеют в другой школе. Поиском учителей на конференциях, на семинарах, на разных других мероприятиях занимаются те, кому поручено этим заниматься в нашем комплексе, мы ищем педагогических работников в социальной сети «Одноклассники» (например, с сентября на работу приходят три человека, одна из них моя одноклассница), контактируем с родителями, коллегами. Конечно, прежде чем принять человека на работу, я оцениваю его профессиональные и человеческие качества, конечно, мне хотелось бы при приеме на работу выбирать работников на основе конкурса, но, к сожалению, у нас сейчас настолько высока потребность в кадрах, что, честно говоря, не до конкурса. Поэтому для комплекса сегодня важна возможность наращивания педагогического профессионализма. Никто никогда у нас не отберет самообразования, бесплатного образования в России, а вот платное образование за рубежом - это то, что образовательный комплекс уже может себе позволить при его размерах и его бюджете. Сегодня важно и так называемое внутреннее образование. У нас есть практика прошлого года - работы на два здания в прошлом году и открытия целевых курсов, когда мы обучали желающих учителей на нашей территории, не привлекая сторонних специалистов. Хотя опять-таки при наших возможностях вполне реально приглашать специалистов на нашу территорию, и это будет полноценная курсовая группа. Сетевое взаимодействие дает нам возможность внедрять очень интересные современные педагогические практики. Например, есть такая практика - давать урок не на своих детях. Сейчас у нас нет проблемы дать урок на детях, которых ты не знаешь, апробировать какие-то педагогические практики на детях, которые, например, к этому изначально не были не готовы. Скажем, раньше считали, что если в гимназическом классе какая-то практика работает, то в общеобразовательном базовом классе она уж точно работать не будет. Это ранее была такая теория, сегодня мы можем посмотреть эту гимназическую практику в обычном классе и адаптировать ее к тем или иным детям. Наверное, в недалеком будущем у нас появятся еще какие-то ходы для наращивания педагогического потенциала.

Основное, ради чего создается образовательный комплекс, - это, конечно, вариативность образовательных услуг. У нас есть дошкольное отделение, первая, вторая и третья школьные ступени, дополнительное образование. Потенциально есть еще что-то, чего мы пока не сделали, но что обязательно появится в будущем. У меня сегодня есть колоссальная возможность увидеть, понять и поймать особенности каждого ребенка, потому что есть большое количество образовательных программ, например, в первом классе их пять, родители могут выбрать ту, на которую они поведут своего ребенка, исходя из нескольких принципов. Сейчас родители исходят из принципов шаговой доступности и выбора учителя, однако теперь у них есть возможность выбора и одной из пяти вариативных программ. Также велика вариативность на второй-третьей ступенях. Мы понимаем, что наша гимназия на протяжении двадцати лет проводила отбор детей, что гимназическое образование намного выше государственного стандарта, что это образование повышенного уровня сложности. Мы не готовы от этого отказаться, но сейчас в комплексе мы можем себе позволить создать условия для всех детей, которые бы хотели попробовать учиться по гимназической программе, такой вариант у нас есть. В этом году мы опробовали хорошую практику, когда дети из одного здания идут в другое к учителю на подготовку к ЕГЭ, например к части С. Я не готова обсуждать эту проблему, но у меня она есть, и это есть проблема с персоналом. Мы с коллегами все время говорим, что у нас условия работы новые, а люди все-таки старые, они оттуда, из прежнего времени. Что греха таить, у меня есть здания, в которых по математике к части С преподаватели просто не готовят. Не могу сказать, что сто процентов одиннадцатиклассников пришли к тому учителю, который может их подготовить к сдаче части С, это будет небольшой процент тех детей, которым это нужно. Ценность образовательного комплекса, на мой взгляд, в данном случае именно в том, что этот ребенок, желающий учиться, может это желание реализовать в своем комплексе. Кстати, на финансовой стороне это никак не сказывается, подготовка детей учителю оплачивается за час и совершенно не зависит от того количества детей, которые сидят у него в классе. Но при этом каждый ребенок может прийти, попробовать и решать. Двое или трое это будет детей, которым эти занятия понадобились, но эти дети есть. Самое главное, что сейчас у нас есть возможность очень скромно, но все же показать родителям, как могут учить в школе, вообще как это может быть.

Притом что исторически сильная сторона гимназии всегда была именно в образовании, у нее была и слабая сторона - дополнительное образование. Дополнительное образование в комплексе у нас сконцентрировано на базе присоединившихся зданий. Очень интересно и важно то, что если направление дополнительного образования не сильно востребовано, дети приходят на одну территорию, если оно сильно востребовано, то здесь уже включается финансовая составляющая, преподаватель может по графику заниматься с детьми на нескольких территориях. В каникулы ли это будет, во второй половине дня, в субботу ли, но так можно удовлетворить потребности всех детей.

Мне всегда не нравилось, когда я слышала, будучи мамой, тогда мой ребенок ходил в начальную школу, одну фразу: «Мы не можем сделать то-то и то-то, так как у нас нет специалиста!» Я тогда не работала в школе и всегда не понимала: если у вас нет специалиста, но есть потребность в нем, почему его нельзя привести, ведь то, что его нет у вас, не значит, что его нет во всей Москве. Уже окунувшись в директорскую работу, перейдя на новые механизмы финансирования, я поняла, откуда бралась эта фраза, - из-за малых возможностей школы. У нас в большом образовательном комплексе при достаточном запросе на допобразование можно удовлетворить и индивидуальную потребность, например, в вокале, занятия которым групповыми не бывают, и некоторую групповую потребность, например, ту, что в учебном плане, может быть, не предусмотрена, массово не выбирается, - сформировать группу из 10-15-20 человек, чтобы изучать, скажем, какой-то экзотический язык, и ввести ее в дополнительное образование вполне возможно. То есть вариантов очень много: экстернат, надомное обучение, семейное обучение.

Очень интересная ситуация с профилями, начиная с того, что раньше действительно профили выбирали под учителей и на выходе дети профильные экзамены не сдавали, и заканчивая тем, что на профиль набирали 3-4 человека и поэтому профиль не открывали, так как начальник окружного управления образования такой заявки не подписывал. Мы хотим на следующий год сделать такую вещь: если у меня есть в одном здании базовый медицинский профиль, а в другом здании его хотят выбрать всего три ребенка, которые не готовы насовсем уходить в другое здание на медицинский профиль, то я сделаю расписание так, чтобы они могли приходить в другое здание на профильные предметы. Наш ресурс позволяет это сделать, но так как расположение зданий не предполагает перехода из здания в здание в течение учебного дня - для нас это сложно, дети смогут прийти в то или другое здание, провести там целый учебный день. Пространство для различных действий у образовательного комплекса колоссальное.

Анна Вахнеева, директор гимназии №1517





Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

главная | о гимназии | учителя | дошкольное образование | основное общее образование | дополнительное образование | наши победы | наши партнеры | события | гостевая книга | электронный журнал | [содружество]
123103, Москва, ул. Живописная, д. 11, корп. 1. Тел. 8 (499) 720-2567, факс: 8 (499) 720-2569, e-mail: 1517@edu.mos.ru
© 2017 ГБОУ Гимназия № 1517
закрыть




Гимназия №1517 - Лауреат Гранта Мэра Москвы в сфере образования!

Поздравляем гимназистов, выпускников педагогов, родителей с присвоением ГБОУ Гимназия №1517 звания Лауреата Гранта Мэра Москвы в сфере образования по итогам 2016/2017 учебного года с диплом второй степени за достижение высоких результатов в образовательной деятельности!